Происхождение названия Черкассы

Происхождение топонима «Черкассы» и его истинная этимология остаются нераскрытыми до сих пор. Название города напрямую связано с этнонимом Черкасы — так называли казаков татары.

На сегодняшний день существуют такие основные версии:

—   Согласно этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера, название города происходит не обязательно от черкесских поселений; город может быть назван по местным русским, впервые проникшим в Черкасские горы (Кавказ) (но не от самого слова «Кавказ»).
—   Старые историки (в частности, В. Н. Татищев и А. И. Ригельман) придерживаются версии о том, что название происходит от Черкесов — одного из экзоэтнонимов народов Кавказа и особенно представителей адыгских народов, которые, по мнению В. Н. Татищева, составили пятигорские хоругви Речи Посполитой, получили земли и влились в польскую шляхту, подражавших одежде своих хозяев крестьян этих шляхтичей тоже стали называть черкасами[4]. Впоследствии, когда Стефан Баторий расселил «москвитян» (севрюков и великороссов), «волохов» (жителей Дунайских княжеств, включая русинов) и «тех из наших подданных, кого Мы (прежние короли Речи Посполитой) казнить хотели» как реестровых казаков вокруг города Черкассы, по названию города и Черкасского полка стали называть казаков.
—   Более оригинальная версия, которую можно подстроить под теории происхождения города в домонгольский период — от осетинского зооэтнонима черкасоги — орлы. Это потом дало начало таким отдельным этнонимам, как черкасы и касоги.
—    Г. В. Вернадский предположил, что ещё задолго до появления известного по летописям города Черкассы, поселение на этом месте с тем же названием было ещё в XI веке, когда могла быть реальная миграция с Кавказа в окрестности Черкасс, и называлось Черкасами от Чахар Каз — «четыре клана Каз». Но современные исследования показали, что у казаков итальянских колоний оказались не черкесские, как думал Вернадский, а армянские имена — тогда потомки тесно связанных с русскими и хазарами, в том числе, видимо, и обычаями ухода в казаки «наших поганых» — половцев — перешли из Церкви Востока в армяно-григорианскую веру. Стало понятно, почему сами казаки всегда отрицали существование каких бы то ни было каз или черкасов как своих предков, и рассказывали, что первыми казаками были хазарин Семён и его товарищи-хазары «из Польши» (Тогда Русская земля — Правобережная Украина — была в составе Польши, или имелись в виду поляки-русь, переименованные современными историками в «полян»). (А. И. Ригельман. Рассказ казаков о себе).

—    От тюркизмов выходит А. П. Знойко, который утверждает, что название происходит от чири киши или чири киси (в зависимости от диалекта), что означает люди силы или люди армии. Это определение полностью доказывает идеи тюркско-славянского единения в борьбе против половцев в домонгольский период.

«Черкасы» всегда было экзоэтнонимом, сами жители считали себя русскими, а медико-генетические исследования современных украинцев подтвердили правоту В. Н. Татищева, отрицавшего происхождение казаков Украины от адыгских народов и их родство с польской шляхтой адыгского происхождения.